Избыточный вес. Успехи нашей работы устами пациентов.

Успехи наших пациентов в результате работы врачей центра.

Для небезразличных к своему здоровью.

О лечении алкоголизма, табакокурения, игромании.

Мы всегда готовы Вам помочь.

Худеем правильно

На этой странице вы найдете рекомендации, подходящие тем, кто только планирует начинать худеть....

Игромания

Игромания (игровая зависимость, лудомания, гэмблинг) – заболевание, которое характеризуется огромным и неуемным патологическим влечением к азартным играм... 

Фотогалерея

Фотогалерея пациентов прошедших курс лечения в Медицинском центре "Благодар"

Социальный портрет лиц с игровой зависимостью

 

 Большинство авторов отмечают, что это лица преимущественно мужского пола, средний возраст составляет 21-40 лет, образование - среднее, незаконченное высшее, высшее (распределение примерно в равных пропорциях с некоторым преобладанием среднего образования), большинство на момент обследования работали (42-68%), состояли в браке (37,3-73,0%). отношения в семье преимущественно конфликтные (в среднем 69,7%), коморбидность с алкоголизмом 42,4%. Следует также отметить, что большинство исследователей отмечают у больных игроманией высокий удельный вес алкогольной наследственности, которая в среднем составляет 41-52%. Кроме того, суицидальные тенденции среди больных составляют 52%. противоправные действия - >50%. Социальный портрет игроманов дополняется результатами психологического обследования, которые свидетельствуют об их эмоциональной неустойчивости, сниженной способности к самоконтролю и рефлексии, асоциальных установках, склонности к сверхценным идеям и повышенной активности, что сочеталось с преобладанием нарциссических и пограничных личностных черт.

 

Клинические симптомы игромании

Синдром зависимости при игромании представлен патологическим (зачастую непреодолимым) влечением к азартной игре, сочетающимся с различной степени выраженности когнитивными, поведенческими, эмоциональными и соматическими. Он может включать некоторые признаки, наблюдаемые при аддиктивных расстройствах, возникающих вследствие злоупотребления ПАВ (патологическое влечение, потеря игрового контроля, повышение игровой толерантности, продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др).

 

Синдром патологического влечения к игре (игровой драйв, мотивационный концепт)

Проявляется бескомпромиссным стремлением участвовать в игре, несмотря ни на какие препятствия, будь это семья, работа, социальные обязанности, экономические проблемы, политическая, профессиональная или криминальная деятельность, соматические заболевания, требующие внимания и лечения, в структуре патологического влечения к игре вне синдрома отнятия у патологических игроков преобладают расстройства, включающие навязчивые представления (фантазирование) об особенностях игры, вариантах "обязательного" выигрыша, комбинациях цифрового, карточного или символического ряда, приносящих "безусловную" победу и личностное торжество. Возникает чувство уверенности в выигрыше и вера в свои особые качества, состояние предчувствия удовольствия от предстоящей игры, иллюзии контроля игровой ситуации. Фантазирование об игре нередко сопровождается инфантильными представлениями об обязательном материальном успехе, приобретаемом уважении в случае выигрыша со стороны окружающих людей и, особенно, других значимых лиц, когда «все и, прежде всего, родственники поймут», что «не напрасно играл и верил в успех». Иногда на фоне такого фантазирования больные слышат характерные для игровых заведений звуки - шум игровых автоматов, рулетки, музыки и др. Происходит неосознанное погружение в это состояние, которое позволяет забыться, отвлечься от реальных каждодневных забот и многих негативных проблем, созданных как пристрастием к игре (преимущественно), так и самой жизнью. Кроме первичного патологического влечения к игре, которое возникает на фоне воздержания от игры и считается «пусковым механизмом* срывов и рецидивов зависимости, принципиальное значение имеет вторичное влечение к игре. Оно возникает в процессе участия в игре и свидетельствует о значительном снижении способности больного прекратить игру, выйти из игрового транса и, следовательно, контролировать своё поведение, несмотря на явные признаки вредных последствий участия в игре.

 

Наличие абстинентного синдрома или синдрома отмены в составе гемблинга представляется спорным в связи с отсутствием прекращения приёма ПАВ. Хотя и при этом виде аддикции имеет место отнятие/лишение игры. Вместе с тем синдром отмены включает группу признаков различной степени выраженности и сочетания: эмоционильные,поведенческие, диссомнические, нерезко выраженные вегетативные, соматические расстройства и усиливающееся патологическое влечение к игре. Внутренняя опустошенность, сожаление о проигрыше, самоосуждение, иногда суицидальные мысли, элементы суицидального поведения и агрессии, доминирующие в синдроме отмены у больных, накануне проигравших в какой либо игре (подавляющее большинство). В структуре аффективных нарушений преобладают тревога, субдепрессии и депрессии, дисфории, повышенная раздражительность, эмоциональная несдержанность. Как правило, имеют место расстройства сна в виде бессонницы, неприятных сновидений, сцен игрового наведения, самой игры и пр. Среди вегетативных расстройств обычно отмечают повышенную потливость, тахипноэ, покраснение кожи лица, а также тахикардию, гипертензию, кардиалгии, стенокардию. Нередки астения, ухудшение аппетита, кардиальные и головные боли, снижение работоспособности и интереса к работе, отчуждение от членов семьи. На этом фоне по мере угасания аффективных, соматических и вегетативных расстройств периодически возникает усиливающееся навязчивое желание "отомстить", "отыграться", "доказать", что постепенно замещается непреодолимой тягой к игре. В остром периоде синдрома отмены патологическое влечение к игре преимущественно проявляется поведенческим компонентом (обдумыванием системы преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения своего желания, избеганием лиц, оппозиционирующих игре, добычей денег с использованием широкого спектра приемов обмана, воровства, вымогательства и пр.). Продолжительность этого синдрома от 12 ч до 2 сут. В случаях выигрыша состояние больных совсем иное. У них хороший сон, приятные сновидения. Настроение приподнятое, они испытывают чувство победы, превосходства, благодушия, склонны к трате денег, делают подарки, строят нереальные планы, а частности, о частичном погашении долгов. Испытывают влечение к игре, надеются повторить успех, обильно фантазируют о предстоящей игре и о том, что будут делать с очень большими деньгами, которые обязательно выиграют, настраивают себя на умеренную и осторожную игру, верят в повторную игровую удачу. Обостряется иллюзорное представление о способности контролировать игровую ситуацию и умении повернуть удачу в свою сторону.

 

Синдром игрового транса

Поглощение игрой, азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на выигрыш или значительный проигрыш. Чаще всего игра продолжается от 4 до 14 ч, фактически до тех пор, пока есть средства (деньги) для участия в игре. Основная цель играющего - выиграть, победить. Она сохраняется и при длительном игровом трансе, однако при этом утрачивает свою первоначальную яркость и контрастность. В процессе игры мотивационный акцент смещается с выигрыша на саму игру, постепенно начинает преобладать игровой азарт, перенапряжение, которое приводит к выраженным астеническим и сосудистым расстройствам. Появляется гипертензия, тахикардия, кардиалгии, ослабевает концентрация внимания, память, снижается игровая работоспособность и профессионализм. Игроки полностью забывают рациональные и поведенческие установки. Суживается сознание и утрачивается адекватное реагирование на ситуацию, исчезает способность контролировать ход игры и в полном объёме использовать игровые навыки. Пропадает способность вовремя прекратить игру, встать и уйти из игрового заведения. Больной погружается в своеобразное состояние "зависания" в игре, при котором невозможно самостоятельно оборвать игру, а друзья или родственники не в состоянии насильно вытащить играющего из игрового заведения в связи с его яростным сопротивлением. Учитывая эту особенность, многие игроки опасаются длительного цикла игры и придают этому большое значение. На короткой дистанции (2-3 ч), как они полагают, сохраняется способность контролировать ход игры и свои действия и, следовательно, всегда присутствует высокая вероятность выигрыша. На длинной дистанции (свыше 3 до 14 ч), по их мнению, утрачиваются многие игровые или «бойцовские» качества, что приводит к обязательному проигрышу. Часто на длинной игровой дистанции наступает некое критическое состояние, при котором практически исчезает основной мотив игры - выигрыш, доминирует желание, чтобы игра скорее закончилась любым результатом, даже проигрышем, и тогда «можно спокойно уйти» и отдохнуть (синдром игрового истощения). Необходимо отметить, что, находясь в состоянии игрового транса, больные забывают обо всех личностных и социальных проблемах, созданных болезненной зависимостью. Они утверждают, что «отдыхают», расслабляются и восстанавливаются после напряжённой работы, что они, якобы, «имеют на это право». В действительности - это один из мифов игроманов, который, кстати, является важнейшей мишенью психотерапевтов.

 

Синдром выигрыша

Приподнятое, порой эйфорическое, настроение, прилип энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Это состояние - большое удовольствие («ради этого стоит жить и играть», как полагают больные). Выигрыш создаёт уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая дальнейшие успехи в игре и приобретённое благосостояние. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.

 

На первой стадии формирования синдрома зависимости синдром выигрыша продолжается от нескольких часов до нескольких суток. При этом больные находятся в эйфории, проявляют расточительность и добродушие. На стадии выраженной игровой патологии продолжительность синдрома выигрыша, как правило, не превышает 4-10 ч и, что очень характерно, имеет значительно менее выраженный положительный аффективный компонент.

 

Синдром проигрыша

Возникает во время игры, сразу по ее завершении или может быть отставленным на один, реже, на двое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансом отыграться, больные испытывают нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления, что начали играть. Зачастую им хочется выйти из игры, но их останавливает азарт, постоянная надежда на выигрыш, зафиксированные в памяти воспоминании о выигрышах и значительных удачах. Появляется агрессия, периодическое желание отомстить, найти и наказать виновных. Находясь в таком состоянии, в одних случаях больные просят божественные или дьявольские силы помочь им, пожалеть, в других - ругаются и всё проклинают. Нередко они крестятся, читают молитвы, произносят заклинания, поглаживают игральный автомат или, наоборот, повреждают и разрушают его.

 

После завершения игры, когда больной покидает игровое заведение, синдром проигрыша проявляется подавленным настроением, несдержанностью, повышенной раздражительностью, грубостью, иногда агрессией и разрушительными действиями, фрустрацией, суицидальными мыслями. Расстраивается сон, беспокоят тревожные сновидения, отсутствует аппетит, часто болит голова, сердце. Тягостное состояние сопровождается самоосуждением, суицидальными мыслями и тенденциями, временной самокритикой, обещаниями "больше никогда не играть" (подобно обещаниям в состоянии синдрома отнятия при алкоголизме - "больше никогда не пить"). Оно может продолжаться от 12 ч до 2 сут, постепенно затухает,и на смену ему приходит всё усиливающееся влечение к игре

 

Синдром личностных изменений

Очень быстро (6-12 мес) при формировании игровой зависимости появляются признаки негативных личностных, поведенческих, эмоциональных и интеллектуально-мнестических нарушений на фоне различной степени выраженности синдрома игровой зависимости. Это - лживость, безответственность, конфликтность, нарушения производственной дисциплины, временное или стойкое безразличие к работе (частые смены работы), в семье, снижение работоспособности, криминогенность (воровство, мошенничество, подлог и др.) одиночество. Помимо эмоционального огрубления, отмечают значительное снижение требовательности к своему внешнему виду, личной гигиене, неопрятность и пр. Аффективные расстройства проявляются постоянной тревогой, субдепрессиями, депрессиями, дисфорией. Характерны суицидальные мысли и тенденции. Суживается круг интересов, утрачиваются многолетние связи с друзьями. Постепенно ухудшается память, работоспособность, а также способность к творческой деятельности.

 

Люди, страдающие игроманией, становятся обидчивыми, вспыльчивыми, грубыми, "тусклыми", сексуально слабыми, эгоистичными, предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры.

 

Личностная деградации и социальная дезадаптация не только не останавливали больных от участия в азартных играх, но и способствовали прогрессированию и стабилизации заболевании.

 


В научном исследовании на тему патологического влечения к азартным играм было высказано мнение о мультифакториальности развития игромании. Его автор - Джероламо Кардано (1501-1576). Кардано впервые поставил вопрос о том, что, возможно, страсть к игре - неизлечимая болезнь. Он также предполагал, что игромании принадлежит активная психологическая роль, «поскольку психологически игра помогает от горя, при меланхолии, тревожности, напряжении».

По мнению А.К. Егорова (2007) и многих других исследователей, актуальность проблемы игровой зависимости обусловлена следующими тремя причинами:

 

-   серьезными социальными и финансовыми проблемами;

 

- распространенностью в их среде криминальных действий (до 60% больных игроманией совершают правонарушения);

 

- высоким суицидальным риском (13-40% совершают попытки самоубийства, 42-70% больных отмечают суицидальные мысли).

 

К этому перечню следует добавить высокий удельный вес среди больных игроманией коморбидных расстройств (алкоголизм, наркомания, эндогенная патология) и выраженной морально-этической деградации со всеми характерными для этого контингента лиц социальными последствиями.

(подобно обещаниям в состоянии синдрома отнятия при алкоголизме - "больше никогда не пить"). Оно может продолжаться от 12 ч до 2 сут, постепенно затухает,и на смену ему приходит всё усиливающееся влечение к игре

 

Влияние компьютера на психику человека

Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:

 

- Игровая зависимость (игромания) - один из наиболее распространенных типов зависимости. Мир виртуальных игр ярок и реалистичен благодаря сложнейшим спецэффектам. Каждый новый уровень любой игры сложнее предыдущего. Желание покорить все новые высоты в виртуальном мире полностью завладевает зависимым человеком, он все свободное время (и не только) проводит за компьютером, пытаясь покорить уровень любимой игры. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.

 

- Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.

 

- Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы  знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В жизни далеко не каждый из нас успешен. Мы недовольны своей внешностью, финансовым положением, автомобилем, одеждой. Все это может стать причиной неуверенности в себе, появления комплексов и даже депрессии. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе. Представьтесь хоть суперзвездой – все равно никто не узнает, кто же скрывается за данным ником.  Виртуальное общение позволяет почувствовать себя значительно лучше, но не обязывает к правде. Возвращаясь в реальный мир, человек, который только что был суперменом или фотомоделью, чувствует себя еще более ущербным, потому он все больше времени посвящает виртуальному общению.

 

- Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.

 

- Зависимость от виртуального секса. Сексуальный инстинкт – один из самых сильнейших. Порой найти для себя подходящего партнера – невероятно сложная задача. В интернете поиск сексуального партнера очень прост – многие сайты специализируются на предоставлении подобного вида услуг, да и секс по интернету ни к чему не обязывает. Множество эротических картинок и видео становятся поводом и возможностью для самоудовлетворения.

Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:

 

- Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.

 

- Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Многие сайты специализируются на предоставлении работы. Все что от вас требуется – разослать свое резюме – и потенциальный работодатель узнает о вас. Ежедневно создается множество сайтов, существующие сайты обновляются, их наполняют новой информацией – а ведь это же множество рабочих мест, кстати, большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров. Даже если вы живете в крошечном городке или деревне, где официально трудоустроиться – задача из области фантастики, вы можете найти удаленную работу, тем самым материально себя обеспечить.

 

- Интернет - возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.

Отдельно надо сказать про  влияние компьютера на психику ребенка которое также имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но в силу того, что детская психика еще неустойчивая, несформированная, это воздействие, как правило, куда более выраженное, чем на взрослых, и особого внимания к этой проблеме.

 

Лечение игромании и реабилитация больных с зависимостью к азартным играм

Наблюдения позволили установить, что согласие и, следовательно, внешнее и внутреннее мотивирование больных игроманией на лечение и реабилитацию определяют следующие основные факторы:

 

- значительное ухудшение семейного (семейные конфликты, угроза развода или развод) и социального статуса (неприятности по месту работы, угроза увольнения или увольнение, долги), сопровождающееся переживаниями вины, ощущениями личностного и социального краха;

 

- психологическое давление членов семьи, ближайшего окружения или социума в связи с неразрешимостью долговременных психотравмирующих проблем и нарастающих последствий дезадаптации;

 

- появление субъективно ощутимых болезненных признаков ухудшения психического здоровья - невротических и депрессивных расстройств, а также суицидальных тенденций, обусловленных пристрастием к азартным играм.

 

- Лечение и реабилитация патологических гемблеров начинается при первом контакте больного с врачом, когда закладывается фундамент для последующего создания и закрепления отношений в виде договора и совместного плана преодоления зависимости и восстановления.

 

 

Психотерапия

В практическом руководстве по лечению игровой зависимости Массачусетского департамента здравоохранения (2004) выделены четыре варианта психотерапевтического и лечебного воздействия:

 

- минимизация вредных последствий игры для игрока и его микросоциума (семьи, друзей, коллег);

 

- уменьшение риска в ситуациях, напрямую связанных с деньгами;

 

- возможность справиться с беспокойством, депрессией, одиночеством, напряжением через овладение новыми формами поведения;

 

- удовлетворение потребности в развлечении и общении через менее деструктивный и более сбалансированный вид досуга.

 

 

Russian Ukrainian

Города и цены

Яндекс.Метрика
Продвижение сайта Продвижение сайтов iStarWeb